Итак, Вы стоите с гитарой наперевес у себя дома, напевая новую песню, которая сразит наповал всех ваших друзей и знакомых. Конечно же, Вы хотите увековечить её и донести народу.
А имеете Вы в своём распоряжении …, да практически можно сказать ничего не имеете, кроме компьютера, гитары, какого-нибудь микрофона а-ля Genius и очень большого желания, как можно качественней записать свой новый хит.
У меня тоже, когда-то давно возникло такое желание, и я занялся этой проблемой всерьёз. Перекопал очень много литературы. Читал, экспериментировал, придумывал свои методы. И сегодня я хочу немного поделиться своим опытом, кого это заинтересовало, я советую прочитать данную статью.
Начнем с того, что нам понадобиться, для того чтобы дома записать более менее качественную фонограмму:
- Источник сигнала.
- Предусилитель.
- Компьютер со звуковой картой и установленными программами обработки звука.
- Хорошие колонки (а лучше несколько комплектов) и наушники, в которых Вы будете проводить большую часть своего времени.
А теперь о каждом составляющем подробней.
1. Источником чаще всего в домашней индустрии звукозаписи служат в основном: микрофон и гитара.
МИКРОФОН
Как известно, существует несколько типов микрофонов:
- динамические;
- конденсаторные;
- электретные;
- ленточные;
- угольные и другие.
Не буду останавливаться на том, как устроен каждый микрофон и в чем заключается принцип его действия.
Отмечу то, что лучшие микрофоны это конденсаторные (они обычно стоят в студиях). Но не каждый человек может позволить себе купить такой микрофон, из-за слишком большой цены (неплохие Российские конденсаторные микрофоны МК 219А и МК 319А можно приобрести за 150 и 175 долларов соответственно).
Дома можно использовать хороший динамический микрофон. Вокально-инструментальный или вокально-речевой. Можно посоветовать, конечно же, Shure SM 58 (150$). С его помощью прекрасно пишется вокал и снимается звук с акустической гитары. (Я в него и играл и пел, звук мне понравился.) Из более дешевых Shure C 607 (примерно 30 - 40$).
Из-за гиперкардиоидной или кардиоидной характеристики направленности, микрофон не будет улавливать шумы вентиляторов установленных в системном блоке компьютера (если Вы не будете записываться стоя или сидя спиной к системнику), и запись получиться на какую - то долю менее зашумленной.
Электретные микрофоны обладают очень хорошей чувствительностью, и как следствие их можно легко перегрузить. Так же они обладают круговой характеристикой направленности, поэтому как этот микрофон не крути, он все равно запишет шум от системного блока.
Вообщем, какой микрофон выбрать решает каждый сам для себя.
Я сам ипользую электретный микрофон, вытащенный в своё время из сломанного радио микрофона (даже не помню уже, какой он был фирмы). Его недостаток в том, что малость не хватает низов, но эта проблема легко исправляется при помощи эквалайзера.
ГИТАРА
Как и микрофон, гитара также подразделяется на разные типы:
- Акустические гитары;
- Фолк гитара;
- Джазовые гитары;
- Электроакустические гитары;
- Электрогитары (полуакустические и цельнокорпусные).
И другие не традиционные виды, например: Миди - гитара, Слайд - гитара, Стил - гитара, двухгрифовые гитары.
У обычных людей можно встретить только два типа гитар: акустическая и электро- гитары, которые можно использовать для записи.
Акустическую гитару записывают по средствам микрофона или пьезозвукоснимателя (пьезика) устанавливаемого на корпус гитары (в радиодетальном магазине должен стоить примерно 100 рублей). Для достижения нужного звука необходимо поэкспериментировать с местом установки (т.к. на разных участках корпуса гитары разный тембр звучания). Звук от пьезика идет с завалом высоких частот, нормальной серединой, отсутствием низов, но присутствием гула в области примерно 50 Гц. Нарулить более менее приятный звук из всего этого "ансамбля" частот можно при помощи эквалайзера. Что я и делал много раз, после того как в мою акустическую гитару Martinez FAW - 701, один знакомый установил пьезик. И как это не прискорбно, на тот момент меня этот звук устраивал. Пока я из него "не вырос"…
С записью электрогитары все обстоит сложней. Потому что электрогитара - уникальный инструмент, звук которого воспроизводится только через динамики. Все остальные инструменты звучат самостоятельно, а электрогитара без усилителя мертва. Усилитель не только усиливает звук, он его создает. Так что домашняя стереосистема ни в коей мере не является его заменой, а выбор того или иного комбика во многом определяет именно Ваш, уникальный звук. В студиях электрогитару записывают так: хорошую гитару подключают к хорошему комбику и уже с комбика, при помощи хорошего микрофона, а лучше двух (один устанавливается перед комбо другой за ним, это делается для создания естественного объема помещения) снимают хороший гитарный звук. Но дома так сделать не получиться. Можете конечно попробовать. Возможно, что звук раздолбанного "усилка" или муз. центра, снятый каким-нибудь микрофоном а-ля Genius - это как раз то, что вам нужно, но, скорее всего, результаты вас разочаруют. Но даже в том случае, если у вас есть хорошие инструменты, придется изрядно помучиться с расстановкой микрофонов, что является целой наукой. Кроме этого, существует еще ряд проблем. Первая - это шум. Любое оборудование шумит, и с этим ничего не поделаешь. Гитара гудит, комбик шипит, экранированные провода, соединяющие тщательно заземленную аппаратуру, каким-то неведомым образом умудряются настроиться на волну близлежащей радиостанции… И в тот момент, когда грандиозное соло уже было почти сыграно, кто-нибудь что-нибудь уронит, напрочь заглушив эффектное окончание. Но и это еще не все. Обычно для получения "того самого" звука комбик "перегружается" и работает на пределе. Вывернув регулятор громкости любимого сто ваттного усилителя в своей квартире, вы рискуете остаться без стекол, зато близко познакомитесь с соседями. И вам придется сказать в своё оправдание что-то типа такого: "Я не понимаю, что вам не нравится - громкость была всего чуть-чуть за половину...". Ну а если вы живете не в гордом одиночестве, а приступы вдохновения случаются по ночам - тут уж совсем тяжело приходится… Кроме этих бытовых аспектов существуют и другие. Обычное место записи для "домашнего" гитариста - квартира в панельном или кирпичном доме. При записи с микрофона в дело вступает реверберация, то есть помещение накладывает свой отпечаток на звук. Ее может быть больше или меньше в зависимости от расположения микрофонов, но она будет присутствовать всегда. Так вот, реверберация бетонных стен достаточно резка и неприятна на слух. Хорошо, если это как раз то, что вам нужно, а если нет? Можно, конечно, навесить на стены и потолок специальные панели, как это делают в студиях, но это потребует больших вложений…
Из всего вышесказанного понятно, что дома мы не запишем звук электрогитары по средствам микрофона. Поэтому придется записываться "в линию". Попробуйте воткнуть гитару в микрофонный вход звуковой карты. И что вы услышите? Какой-нибудь жалкий звук?
Здесь надо разобраться, почему так происходит. Дело здесь в том, что не согласованы выходное сопротивление гитары и входное сопротивление звуковой карты.
Поэтому часть полезного сигнала теряется. Для того чтобы этого не происходило, существует Директ Бокс. Этот аппарат согласовывает выходное и входное сопротивления источника и усилителя сигнала. Но и простая педаль эффектов ("примочка") может согласовывать сопротивления даже и в режиме bypass (когда эффект не включен). Попробуйте подключиться через нее, и Вы должны приятно удивиться появлением высоких частот.
Если у кого-то нет примочки, я предлагаю спаять вот такую простую схему:
Это обычный каскад на полевом транзисторе КП 303 (буква может быть любой у меня - В). Полевой транзистор обладает высоким входным и низким (относительно входного) выходным сопротивлениями. А это как раз то, что нам и надо.
Такую схемку я собрал и поместил в корпус своей старой гитары Урал тип "Тоника". У нее также были поменяны звукосниматели на сингл и хамбакер. Звук после прохождения через каскад приобретает большую "выразительность", средние и высокие частоты возросли примерно на 20 дБ.
К слову:
Когда у меня появилась гитара Squier Fender Stratocaster. Я естественно сравнил звук "родного" Урала, со звуком теперь уже родного Stratocasterа. Оказалось, что Урал звучит (повторяю: со всеми замененными внутренностями) "приблизительно" (только приблизительно, не путать что абсолютно) также как и стратокастер с включенным звукоснимателем, который расположен ближе к грифу. В общем, не натренированный слух может и не заметить подвоха. Этот факт меня самого привел в большое удивление.
Но даже после таких преобразований звук далек от совершенства.
Тут самое время вспомнить, что большую роль в формировании звука играет комбик. Сама гитара, все примочки и процессоры рассчитаны на то, что в дальнейшем звук попадет в усилитель. А из нашей цепочки он исключен. На помощь приходят специальные устройства, которые называются "эмуляторами усилителя" ("cabinet emulator" или "speaker simulator"). Они изменяют звук так, как будто он был пропущен через усилитель и "снят" микрофоном. При помощи "эмулятора" можно получить приличный гитарный звук.
Но если Вас нет "эмулятора" или его работа Вас не устраивает. То следует понять, как работает "эмулятор", и что происходит со звуком в комбике.
Комбик обладает узким диапазоном воспроизводимых частот, он заваливает частоты после 8 кГц. Поэтому при обработке сигнала следует обрезать эквалайзером все частоты после 8 кГц. Но и до 8 кГц АЧХ комбо далеко не линейна, в отличии от бытовых аппаратов звукоусиления. Вообще, надо отметить, что эквалайзер способен поменять звук самым коренным образом. Экспериментируйте!
Другой аспект. Когда комбо воспроизводит сигнал, диффузор у динамика движется, внося свой вклад в создание звука. Учитывается и то, что диффузор вследствие своей инертности немного искажает электрический сигнал.
Так же комбик всегда играет в каком то помещении, а значит на записи будет присутствовать реверберация. Поэтому при обработке следует программно добавлять реверб, настроенный на "маленькую комнату".
2. Следующим звеном является ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ.
Скажу в начале, что микрофонный вход у всех звуковых карт очень шумит, поэтому писаться придется через линейный вход. А чтобы "раскачать" сигнал до "линейного" уровня необходим предусилитель. Лично я собрал вот такую вот схему:
Один канал у меня отведен под микрофон, а другой для гитары. На каждом канале есть регулятор, меняющий коэффициент усиления (переменный резистор номиналом 10 кОм), переключатель динамический/электретный микрофон (SA 1). Микросхема, на которой собран предусилитель является малошумящей, и вносимые ею шумы не существенны. Проверить это можно так: вытащите из линейного входа звуковой карты штекер (если он туда воткнут), включите вход и запись именно с этого вход. Далее откройте звуковой редактор. Я лично использую Cool Edit Pro 2.0, жмите на запись и смотрите на индикаторы уровня. Потом подсоедините к линейному входу предусилитель и проделайте тоже самое. Разница в показаниях индикаторов и будет шум вносимый предусилителем. У меня этой разницы нет, как без "предка", так и с ним индикаторы находятся на отметке минус 70 дБ. (звуковая карта Sound Blaster Live 5.1 с установленными kx дровами)
3. Компьютер со звуковой картой и установленными программами обработки звука.
Здесь я опишу те программы, которые использую сам.
Первым в списке стоит Cool Edit Pro 2.0 - это достаточно мощный многодорожечный (мультитрековый) редактор. В нем я в записываю, обрабатываю эффектами и свожу. В общем, без него я как без рук.
Следующая программа это Cakewalk Home Studio, пусть и немного старый 2002 года, но зато работает отлично. В нем я набираю миди файлы. Затем эти миди файлы открываю в Cubase SX, и при помощи VST инструментов (великая вещь, скажу я Вам), присвоенных каждый, своей дорожки, получаю нужный мне звук. Далее сохраняю как "миксдаун" и открываю в Cool Edit Pro 2.0 и в нем "рулю" звуком до тех пока не добьюсь нужного результата.
Для создания ритм секции (барабанов). Я использую виртуальную драм машину Hammer Head Rhythm Station. Раньше и иногда сейчас использую готовые барабанные "лупы" (Drum loop), которые "настучали" лучшие барабанщики мира. Эти Drum loop доступны многим. Поэтому при использовании их в своих произведениях, Вы теряете свою индивидуальность, неповторимость. А при создании ударной партии на драм машине или в Cakewalk с дальнейшим пропусканием через Cubase и VST drums (для придания натуральности звучания) можно быть точно уверенным в том, что ни у кого нет точно такого же "лупа", который Вы только что создали.
Вот основные программы, которые я использую для создания музыки.
4. Последний пункт моей краткой общеобразовательной статьи посвящен НАУШНИКАМ и АКУСТИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ.
В наушниках Вы будете находиться большую часть времени при создании и сведении звука. Они должны воспроизводить весь частотный диапазон, иметь большую чувствительность и достаточную мощность, удобно сидеть на голове, не давить на уши. И из этих соображений следует, что при покупке "ушей" ограничение на них накладывается только одно - финансовое. Т.к. работать в них только Вам, так что не экономьте на себе, и не я уверен, что пожалеете.
Я хотел приобрести себе "уши" Sennheiser, но когда пришел, в единственный в моём городе, музыкальный магазин, там мне сказали, что в ближайшие месяца три, четыре месяца завоза наушников не ожидается. И мне пришлось купить наушники Thomson HED 450 (20$) в магазине, торгующем бытовой техникой. Их звучание и на данный момент моего "музыкального развития" меня устраивает. Присутствует, конечно, небольшой "завал" высокими частотами, при большой громкости уши режет.
Перейдем к акустическим системам.
Именно они (совместно с наушниками) будут воспроизводить Ваши "вещи" в момент работы над ними. И чем качественней будут колонки, тем большая вероятность того, что при сведении Вы "угадаете" каких частот много, каких не хватает и что вообще мешает. Плюс в колонках в том, что на них можно развить большую выходную мощность. Только не дано сразу выворачивать ручку громкости на усилители до упора вправо, чтобы все пыхало, да пукало. Я, конечно, понимаю, в них будет звучать Ваша песня, и охота сделать как можно громче. Но делаем мы громче лишь для того, чтобы послушать и понять, что звучит хорошо, а что не очень и исправить это. В начале статьи я упомянул, что желательно иметь несколько разных комплектов колонок. Так как на каждом будут слышны некие нюансы, недочеты и т.д.
У меня активные колонки (т.е. с усилителем внутри) Sven SPS - 600, и Daewoo которые раскачивает семидесяти ваттный усилитель, собранный своими руками. После "прослушки" на этих колонках, слушается на муз.центре Samsung.
На этом я завершу свой краткий обзор аппаратов необходимых и достаточных для записи в домашних условиях.
В следующих статьях, которые Вы найдете на этом сайте, я буду более конкретней описывать нюансы записи и обработки звука.
Если Вы не сможете достичь хорошего звучания, не расстраивайтесь. А как можно больше погружайтесь во все тонкости процессов и накапливайте свой опыт. И со временем к Вам придет заслуженное признание и уважение.
Вернуться к рубрикам
|